Search
RU EN

Утилизация шин

Члены АПШ считают одним из важнейших условий сохранения окружающей среды вопрос утилизации изношенных шин, что предполагает создание полного цикла их сбора, транспортировки и переработки. Изношенные шины являются стратегически значимым продуктом и источником ценного сырья: создание эффективной системы экологически безопасной переработки шин позволит не только снизить текущее негативное воздействие на окружающую среду, но и будет способствовать экономическому росту страны благодаря более эффективному использованию вторичных ресурсов.

1 января 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», которые ввели обязанность производителей и импортеров шин обеспечивать утилизацию изношенных шин, при этом количество шин, подлежащих утилизации в год, определяется Правительством России путем установления нормативов утилизации. Норматив утилизации определяется как процент от объема новых товаров, выпущенных в обращение производителями и импортерами. Для производителей шин на ближайшие два года установлены следующие нормативы: 15% в 2016 г. и 20% в 2017 г.

На данном этапе большим достижением нового регулирования является предоставление производителям и импортерам возможности выбора способа исполнения новой обязанности. Они могут заплатить экологический сбор в федеральный бюджет по ставке 7109 руб. за тонну шин, а могут сами заняться утилизацией изношенных шин, в том числе поручив это подрядчикам или созданному отраслевому союзу. Модель самостоятельного обеспечения производителями и импортерами утилизации отходов через создание отраслевого союза хорошо зарекомендовала себя за рубежом – при ее реализации в различных странах доля переработанных шин за несколько лет возрастала в два раза.

Однако реализация данной модели в России будет зависеть от многих факторов. Федеральный закон задает общую схему создаваемой системы утилизации отходов, и многие параметры и процедуры исполнения новой обязанности еще только обсуждаются и разрабатываются ответственными ведомствами. Тем не менее, в качестве ключевых условий эффективного запуска системы утилизации шин в России, члены АПШ выделяют:

  • Утверждение механизма исполнения обязанности, который предполагает, что для расчета ответственности производителей в текущем году нормативы утилизации умножаются на объемы выпуска товаров предыдущего, а не текущего года. Например, для определения объема ответственности в 2016 г. производители и импортеры шин должны умножать нормативы в 15% на свои объемы выпуска новых шин в 2015 г. Это будет удобно и для производителей, и для переработчиков, поскольку позволит оперировать конкретными данными, а не оценочными, и заключать с переработчиками предметные контракты.
  • Диверсификация способов утилизации изношенных шин: в настоящее время большая часть шин утилизируется механическим способом дробления, продуктом которого является резиновая крошка различных фракций. За рубежом широко распространены также термические способы переработки, например, в цементной промышленности, а также по технологии пиролиза.
  • Стимулирование сбора изношенных шин у физических лиц: основными поставщиками изношенных шин для перерабатывающих предприятий сейчас являются коммерческие организации, например, транспортные компании, которые организованно сдают изношенные шины, как правило грузовые, переработчикам. Сбор легковых шин у физических лиц фактически отсутствует в стране. Основными центрами образования изношенных шин у граждан являются шиномонтажные центры и дилерские центры по продаже шин, предоставляющие услуги по шиномонтажу. Необходимо законодательно определить особый статус данных организаций, чтобы максимально облегчить организацию сбора изношенных шин у физлиц с точки зрения регулирования.
  • Стимулирование использования продуктов переработки изношенных шин: в текущих рыночных условиях только 50% произведенной резиновой крошки находит свой спрос. Для решения этой проблемы требуется принятие определенных мер со стороны государства в целях стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. В числе возможных мер можно указать: установление государством на региональном и муниципальном уровнях процента дорог, которые должны строиться с использованием резиновой крошки, а также процента закупок товаров, произведенных из вторичных ресурсов; предоставление льгот со стороны государства тем предприятиям, которые производят товары из вторичных ресурсов.

В настоящее время деятельность АПШ в сфере утилизации изношенных шин сосредоточена на следующих вопросах:

  • Участие в обсуждении разрабатываемых проектов подзаконных актов и поправок в текущее регулирование, которые определяют параметры и процедуры исполнения обязанности производителей и импортеров шин обеспечивать утилизацию изношенных шин;
  • Подготовка к исполнению новой обязанности, в том числе проработка правовых вопросов формы отраслевого союза, формата взаимодействия с переработчиками шин, правовых требований по организации сбора изношенных шин у физических лиц, анализ существующей инфраструктуры по переработке шин, разработка бизнес-плана и финансовой модели отраслевого союза.