RU EN

Утилизация шин

Члены АПШ считают одним из важнейших условий сохранения окружающей среды вопрос утилизации изношенных шин, что предполагает создание полного цикла их сбора, транспортировки и переработки. Изношенные шины являются стратегически значимым продуктом и источником ценного сырья: создание эффективной системы экологически безопасной утилизации шин позволит не только снизить текущее негативное воздействие на окружающую среду, но и будет способствовать экономическому росту страны благодаря более эффективному использованию вторичных ресурсов.

Во многих странах мира в сфере обращения с отходами от использования товаров принято специальное законодательство по Расширенной Ответственности Производителей товаров (РОП), под которым понимают обязанность компаний обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, которые эти компании реализуют потребителям, т.е. компании несут дополнительные расходы – не только на разработку, производство и реализацию товаров, но и на обеспечение их безопасной утилизации после использования потребителями.

В Российской Федерации институт РОП был введен в 2015 г. на целый ряд товаров и их упаковку, включая шины. В 2023 г. в Федеральный закон 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», который регламентирует исполнение РОП, были внесены изменения, установившие дополнительные требования, которые теперь должны соблюдаться производителями и импортерами товаров, подлежащих РОП, и утилизаторами отходов.

Компании обязаны исполнить РОП, прежде всего, самостоятельно, т.е. обеспечить сбор и утилизацию необходимого количества отходов. Они могут сделать это на собственных объектах по утилизации или же заключить договоры на услуги по утилизации отходов с действующими переработчиками на рынке, которые проверены контролирующим ведомством Росприроднадзором и включены в специальный реестр утилизаторов по итогам такой проверки. Реестр утилизаторов является публичным и доступен в сети Интернет. Если компания не хочет или не может заниматься обеспечением утилизации отходов самостоятельно, она обязана заплатить государству экологический сбор – неналоговый платеж в федеральный бюджет по фиксированной ставке.

Правительство РФ устанавливает нормативы утилизации, которые определяют годовой объем обязанности в качестве процента от объема новых товаров, выпущенных в обращение производителями и импортерами. Нормативы утилизации устанавливаются, в том числе, в зависимости от степени развития возможностей по утилизации тех или иных отходов и постоянно увеличиваются. Так, по шинам с 2016 г. нормативы утилизации увеличились с 15% до 30% в 2024 г. В конце 2023 г. Правительство РФ утвердило ежегодный 10%-ный рост нормативов утилизации в отношении шин: с 40% в 2025 г. до 80% в 2029 г.

С учетом изменений в законодательство, принятых в 2023 г., сейчас многие параметры и процедуры исполнения РОП еще определяются в рамках разрабатываемых подзаконных нормативных правовых актах и требуют уточнения со стороны ответственных ведомств. Данные вопросы находятся в фокусе внимания Ассоциации.

В качестве ключевых условий эффективного развития системы утилизации шин в России, члены АПШ выделяют:

  • Стимулирование сбора изношенных шин у физических лиц: основными поставщиками изношенных шин для перерабатывающих предприятий долгое время являлись коммерческие организации, например, транспортные компании, которые организованно сдают изношенные шины, как правило грузовые, переработчикам. До введения института РОП сбор легковых шин у физических лиц фактически отсутствовал в стране, с его запуском направление начало активно развиваться утилизаторами шин, в том числе при поддержке производителей и импортеров шин. Основными центрами образования изношенных шин у граждан являются шиномонтажные центры и дилерские центры по продаже шин, предоставляющие услуги по шиномонтажу. Важно, чтобы население проявляло экологическую ответственность и сдавало изношенные шины на утилизацию в организованные центры сбора отходов шин.
  • Диверсификация способов утилизации изношенных шин: в настоящее время большая часть шин в Российской Федерации утилизируется механическим способом дробления, продуктом которого является резиновая крошка различных фракций. Более того, в соответствии с последними изменениями в законодательство только эта технология может использоваться при исполнении РОП производителями и импортерами шин. С каждым годом компании должны будут обеспечивать утилизацию все большего количества изношенных шин. В то же время рынок резиновой крошки имеет сезонный характер и объективные ограничения по спросу. За рубежом широко распространены также термические способы утилизации шин, например, по технологии пиролиза, а также в цементной промышленности.
  • Стимулирование использования продуктов переработки изношенных шин: с учетом ежегодного увеличения утилизируемых шин важно принятие определенных мер со стороны государства в целях стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. Определенные шаги на данном направлении уже сделаны, в том числе при содействии Ассоциации производителей шин:
    - действует Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляется экологические требования», в которое включены мягкие покрытия, такие как резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля и иные гидроизоляционные материалы;
    - с 1 марта 2024 г. заработало распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 г. № 2094-р, которое устанавливает перечень видов товаров и видов работ, производство/выполнение которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству/выполнению – в этот перечень включены неформованные резинотехнические изделия, покрытия из резиновой крошки и резиновая плитка с долей вторичного сырья в 80%, кровельные и гидроизоляционные материалы, мастики и герметики с долей вторсырья в 5%, а также дорожное строительство с использованием битумосодержащих материалов из вторичного сырья с долей в 5%;
    - с 1 января 2025 года вступит в силу распоряжение Правительства РФ от 28.08.2024 г. № 2330-р, которое утвердило перечень видов товаров и видов работ, производство/выполнение которых осуществляется с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья в их составе, в который были включены неформованные резинотехнические изделия, покрытия из резиновой крошки и резиновая плитка с долей вторичного сырья в 80%, а также дорожное строительство и реконструкция автомобильных дорог с применением на уровне не менее 5%, среди других видов вторичного сырья, также модификаторов на основе резиновых порошков, произведенных из изношенных шин.