RU EN

В правительстве предложили перенести требования по утилизации упаковки

Анастасия Бойко - Ведомости, 21.03.2023

Обязательство перерабатывать 100% может быть введено с 2027 года

В правительстве доработали законопроект «Об отходах производства и потребления», подготовленный в рамках концепции расширенной ответственности производителей (РОП), следует из письма директора департамента природных ресурсов, земельных отношений и агропромышленного комплекса правительства Елены Ковалевой. Документ был направлен в Минприроды, Минфин, Минпромторг, Минюст, ФАС и ФТС 7 марта (есть у «Ведомостей»). Согласно законопроекту (есть у «Ведомостей»), 100%-ный норматив утилизации упаковки для производителей должен будет вступить в силу с 1 января 2027 г. При этом с 1 января 2025 г. бизнесу придется обеспечить утилизацию 55% массы произведенной и ввезенной упаковки, а с 1 января 2026 г. – 75%. Сам же закон в случае его принятия вступит в силу с 2024 г.

Обсуждение реформы ведется в правительстве на протяжении двух лет. Изначально правилами предусматривалось, что нормативы будут постепенно (на 10% ежегодно) повышаться с 2023 г., но затем правительство отложило реформу. Прежней версией законопроекта («Ведомости» писали об этом 18 мая 2022 г.) предполагалось, что повышение нормативов до 100% вступит в силу с 2025 г. Действующий норматив предполагает обязанность по утилизации 10–45% (в зависимости от вида упаковки).

Работа по реформированию действующей системы РОП продолжается, сообщил «Ведомостям» представитель вице-премьера Виктории Абрамченко (курирует реформу). По поручению президента должен быть реализован принцип «загрязнитель платит» – т. е. если производитель выпускает в оборот упаковку, он должен ее утилизировать, уточнил собеседник.

«Дата запуска новой модели РОП – 1 января 2024 г. Мы считаем эту дату точкой отсчета реализации реформы, где будут заложены важные нормативные изменения с точки зрения администрирования», – отметил представитель Абрамченко. В то же время в связи с санкционным давлением на экономику обсуждается введение поэтапного повышения нормы утилизации с 55% до 100% в течение двух лет, обратил внимание собеседник. РОП был запущен в 2015 г., но пока результатов механизма не наблюдается, отмечается в пояснительной записке. В 2019 г. доля направленных на утилизацию отходов ТКО составила 4,4% от объема образованных, в 2021 г. – 6,5%.

Под регулирование, согласно обновленному законопроекту, попадают производители товаров, в том числе упаковки, а также импортеры такой продукции. По оценкам Российского экологического оператора (РЭО), субъектами регулирования станут около 55 000 юрлиц, следует из материалов к законопроекту. При этом участниками РОП не окажутся небольшие производители, ритейл и предприятия общепита.

Минпромторг в целом законопроект поддерживает, сообщил его представитель. Министерство дало замечания в части смещения сроков вступления в силу законопроекта, так как он не соответствует плану первоочередных действий развития экономики в условиях санкций. Также Минпромторг предпринимает «все усилия по снятию разногласий и защиты обоснованных запросов бизнеса», добавил представитель.

РЭО поддерживает доработанный проект федерального закона, отметил представитель компании. Сейчас документ находится на рассмотрении ведомств, а затем его обсудят на подкомиссии правительства по совершенствованию контрольных и разрешительных функций, указал он.

«Ведомости» направили запрос в Минфин, Минэкономразвития, ФАС, Росприроднадзор. Представитель Минфина перенаправил запрос в Минприроды, ФТС – в Росприроднадзор.

Ставки и влияние на цены

Ранее ведомства, участвующие в подготовке механизма, высказывали принципиальные замечания к законопроекту. По расчетам Минпромторга, доля экосбора при 100%-ном нормативе утилизации, например, в стоимости стеклянной тары составит 33%, пластиковых бутылок – 7,7%. В то же время перенос ответственности на производителей тары снизит стимулы для производителей и импортеров использовать в упаковке более экологичные варианты, говорилось в замечаниях Минпромторга. Вопрос переноса ответственности за утилизацию требует дополнительной проработки с представителями бизнес-сообщества, отмечали в Минсельхозе. В ФАС указывали, что есть риск повышения цен товаров для конечного потребителя при увеличении нормативов утилизации до 100%.

Новый подход не приведет к значительному влиянию на стоимость товаров, говорится в пояснительной записке к новому варианту законопроекта. С ростом цен столкнутся прежде всего потребители товаров в пластмассовой, стеклянной и текстильной упаковках, уточняется в документе. Например, выпуск контейнера для торта подорожает на 2,6%, стеклянных бутылок – на 0,87%, тканевых подарочных мешков – на 0,78%. Влияние на стоимость производства бумажной упаковки, а также деревянной и металлической от повышения норматива будет минимальным, следует из расчетов.

В случае несоблюдения нормативов компании должны будут уплатить экологический сбор. Он будет определяться путем умножения базовой ставки на коэффициент, учитывающий сложность и наличие технологической возможности утилизации с учетом изменения свойств материалов при многократном использовании, а также востребованность вторичного сырья для использования при производстве, говорится в тексте. Базовые ставки будут формироваться на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и утилизацию отходов, а также создание инфраструктуры. «Ставка должна быть тем больше, чем менее экологичным, трудно перерабатываемым является соответствующий товар, упаковка», – говорится в пояснительной записке. Средства экосбора в том числе могут направляться на финансирование расходов Росприроднадзора по учету и контролю соблюдения требований по утилизации отходов от использования товаров. Согласно проекту закона, базовые ставки и коэффициенты к ним установит правительство отдельными нормативными актами.

Технические сложности

За время работы над законопроектом бизнесу удалось убедить скорректировать спорные положения и снять ключевые финансовые риски, отмечает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин. По его словам, в первую очередь речь о переносе сроков вступления в силу некоторых положений (100%-ный норматив утилизации с 2027 г.), а также качественные изменения – например, в тексте теперь предусмотрено, что применять стимулирующие льготы при наличии вторсырья могут и плательщики экосбора (сейчас такого права у них нет). При этом технически утилизировать 100% выпущенной упаковки невозможно, так как, например, картонная коробка размокает, стеклянная бутылка разбивается, говорит Варварин. «А вот уплатить можно и за 200%, вопрос только в том, будет ли получатель средств экосбора нести симметричную оплате ответственность?» – подчеркивает он.

Предусмотренный в законопроекте механизм создает избыточную нагрузку на импортеров и переводит фокус внимания с борьбы с отходами в чисто фискальную плоскость, считает представитель РАТЭК Антон Гуськов.

По его словам, бизнес считает это дополнительным налогом, при этом отходы в данном случае «сами никуда не исчезнут». Законопроект также исключает из процесса РОП отраслевые ассоциации, хотя в мировой практике именно их деятельность по переработке отходов наиболее эффективно решает проблему борьбы с мусором, считает директор СКО «Электроника-утилизация» Владислав Бондарев. Эта практика успешно складывалась в России, поэтому ассоциации необходимо сохранить в структуре РОП для его успешного развития, полагает он.

Существенные риски может нести норма об обязательстве импортеров уплатить экологический сбор заранее, считает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. Кроме того, вызывает возражение подход к формированию реестра переработчиков – в него могут также включать компании без проверки мощностей, хотя ответственность в случае нарушения будет на бизнесе.

Реформу утилизации отходов и упаковки в экспертных кругах поддерживают, когда речь заходит о позитивном эффекте на экологию, при этом дискуссия возникает при вопросе, кто будет за это платить, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Если вводить быструю и агрессивную меру по утилизации, то это станет довольно серьезной нагрузкой на бизнес, у которого сейчас хватает и других проблем, говорит Широв. По его словам, в краткосрочной перспективе это действительно потери для компаний из-за дополнительных издержек, но в долгосрочной – это создает целый сектор экономики по утилизации и переработке, который в развитых странах приносит приличный доход.