В 2020 году в Российской Федерации началось поэтапное введение обязательной маркировки шин средствами идентификации. Маркировка шин вводится в рамках создаваемой в стране всеобъемлющей системы цифровой маркировки потребительских товаров, которая по планам правительства к 2024 году должна охватить широкий круг товаров и рассматривается как дополнительный механизм защиты рынка от контрафакта. Оператором российской системы цифровой маркировки является ООО «Оператор – ЦРПТ».
Новое требование распространяется на все категории шин, за исключением велосипедных, авиационных и восстановленных. На каждой шине теперь должна присутствовать обязательная этикетка кодом Data Matrix, в котором с использованием российских криптографических технологий зашифрован уникальный номер шины. Коды генерируются ЦРПТ по заказу участников оборота и стоят 50 копеек (без учета НДС) за штуку. Приобретая шины в магазине, потребитель сможет получить информацию о шине и проверить ее текущего владельца (магазин), отсканировав код Data Matrix с помощью специального приложения «Честный знак».
Внедрение обязательной маркировки требует серьезной подготовки от всех участников оборота шинной продукции – от импортеров и производителей шин до розничных магазинов. Все должны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), которая разработана ЦРПТ, и наладить оперативный обмен информацией с системой с помощью электронного документооборота (ЭДО). С введением обязательной маркировки шин участники оборота шинной продукции должны оперативно передавать в ГИС МТ информацию обо всех операциях с шинами: импорт, производство, продажа и приобретение маркированных шин, продажа конечному потребителю – физическому или юридическому лицу.
Кроме того, подготовка к внедрению обязательной маркировки шин требует приобретения и внедрения необходимого оборудования, перестройки многих процессов в производстве, логистике, взаимоотношениях с клиентами, но главное – налаживание автоматического обмена информацией между компаниями и ГИС МТ. Автоматизация процессов жизненно важна для производителей и импортеров шин, а также крупных оптовых дилеров, поскольку им приходится оперировать большими объемами отгрузок. Не менее сложная задача стоит и перед дилерами и дистрибьютерами, поскольку на рынке шин отсутствует практика штрихкодирования для целей складского учёта, и нет практики сканирования товара на кассе. Им также необходимо перестроить бизнес-процессы, обучить сотрудников, приобрести необходимое оборудование, разработать и внедрить требуемое программное обеспечение.
На данный момент маркировка вводится на территории Российской Федерации. В то же время, учитывая членство России в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), другие страны-члены могут принять решение о том, чтобы присоединиться к маркировке шин в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.
ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ МАРКИРОВКИ
Обязательная маркировка шин в России вводится поэтапно для разных участников оборота:
Производители шин:
1 ноября 2020 –
15 декабря 2020
|
15 декабря 2020 –
1 марта 2021
|
После 1 марта 2021
|
- Могут продавать только маркированные шины.
- Сохраняют право хранить немаркированные шины (ст. 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС).
- Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: ввод в оборот маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
- Могут продавать только маркированные шины.
- Сохраняют право хранить немаркированные шины (ст. 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС).
-
Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: ввод в оборот маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
- Могут продавать только маркированные шины.
-
Сохраняют право хранить немаркированные шины (ст. 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС).
-
Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: ввод в оборот маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
Импортеры шин:
1 ноября 2020 –
15 декабря 2020
|
15 декабря 2020 –
1 марта 2021
|
После 1 марта 2021
|
- Могут импортировать немаркированные шины и произвести их таможенную очистку, но только если они приобретены до 1 ноября 2020 г., при этом в дальнейшем импортеры обязаны осуществить маркировку таких шин и предоставить сведения в ГИС МТ до 15 декабря 2020 г.
- Если шины приобретены импортерами после 1 ноября 2020 г., то импортеры обязаны ввозить их уже маркированными или могут осуществлять их маркировку на таможенном складе до помещения под процедуру «выпуска для внутреннего потребления».
- Могут продавать только маркированные шины.
- Могут хранить немаркированными шины, ввезенные до 1 ноября 2020 г., не могут их продавать немаркированными и обязаны их промаркировать до 1 марта 2021 г.
- Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: ввод в оборот маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
- Могут ввозить уже только маркированные шины или могут осуществлять их маркировку на таможенном складе до помещения под процедуру «выпуска для внутреннего потребления».
- Могут продавать только маркированные шины.
- Могут хранить немаркированными шины, ввезенные до 1 ноября 2020 г., не могут их продавать немаркированными и обязаны их промаркировать до 1 марта 2021 г.
-
Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: ввод в оборот маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
- Могут ввозить уже только маркированные шины или могут осуществлять их маркировку на таможенном складе до помещения под процедуру «выпуска для внутреннего потребления».
- Могут продавать только маркированные шины.
- Не могут больше хранить немаркированные шины.
-
Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: ввод в оборот маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
Оптовые компании, приобретающие шины у производителей и импортеров:
1 ноября 2020 –
15 декабря 2020
|
15 декабря 2020 –
1 марта 2021
|
После 1 марта 2021
|
- Могут еще торговать немаркированными шинами, которые были приобретены у производителей и импортеров до 1 ноября 2020 г.
- Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ о приобретении маркированных шин у производителей и импортеров шин и о выводе маркированных шин из оборота – продажи конечным потребителям и другие случаи.
-
Могут не передавать в ГИС МТ сведения о продажах маркированных шин далее по цепочке – другим дилерам или розничным магазинам.
|
- Могут торговать только маркированными шинами.
- Могут хранить немаркированные шины, приобретенные до 1 ноября 2020 г., не могут их продавать немаркированными и обязаны их промаркировать до 1 марта 2021 г.
- Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ о приобретении маркированных шин у производителей и импортеров шин и о выводе маркированных шин из оборота – продажи конечным потребителям и другие случаи.
- Могут не передавать в ГИС МТ сведения о продажах маркированных шин далее по цепочке – другим дилерам или розничным магазинам.
|
- Могут торговать только маркированными шинами.
- Не могут больше хранить немаркированные шины.
- Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: приобретение маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
Другие оптовые компании:
1 ноября 2020 –
15 декабря 2020
|
15 декабря 2020 –
1 марта 2021
|
После 1 марта 2021
|
- Могут еще торговать немаркированными шинами.
- Могут не передавать в ГИС МТ сведения о приобретении и продаже маркированных шин далее по цепочке.
- Обязаны передавать сведения в ГИС МТ о выводе маркированных шин из оборота – продажи конечным потребителям и другие случаи.
|
- Могут торговать только маркированными шинами.
- Могут хранить немаркированные шины, приобретенные до 15 декабря 2020 г., не могут их продавать немаркированными и обязаны их промаркировать до 1 марта 2021 г.
- Могут не передавать в ГИС МТ сведения о приобретении и продаже маркированных шин далее по цепочке.
- Обязаны передавать сведения в ГИС МТ о выводе маркированных шин из оборота – продажи конечным потребителям и другие случаи.
|
- Могут торговать только маркированными шинами.
- Не могут больше хранить немаркированные шины.
- Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: приобретение маркированных шин, их продажа оптовым компаниям/розничным магазинам или вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
Розничные компании:
1 ноября 2020 –
15 декабря 2020
|
15 декабря 2020 –
1 марта 2021
|
После 1 марта 2021
|
- Могут еще торговать немаркированными шинами.
- Могут не передавать в ГИС МТ сведения о приобретении маркированных шин у оптовых дилеров.
-
Обязаны передавать сведения в ГИС МТ о выводе маркированных шин из оборота – продажи конечным потребителям и другие случаи.
|
- Могут торговать только маркированными шинами.
- Могут хранить немаркированные шины, приобретенные до 15 декабря 2020 г., не могут их продавать не-маркированными и обязаны их промаркировать до 1 марта 2021 г.
- Могут не передавать в ГИС МТ сведения о приобретении маркированных шин у оптовых дилеров.
- Обязаны передавать сведения в ГИС МТ о выводе маркированных шин из оборота – продажи конечным потребителям и другие случаи.
|
- Могут торговать только маркированными шинами.
- Не могут больше хранить немаркированные шины.
-
Обязаны предоставлять сведения в ГИС МТ обо всех операциях с маркированными шинами: приобретение маркированных шин и вывод из оборота при продаже конечным потребителям и в других случаях.
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Регистрация в ГИС МТ осуществляется на сайте: https://markirovka.crpt.ru
С полезными материалами и инструкциями ЦРПТ для участников оборота шин Вы можете ознакомиться на сайте Оператора: https://честныйзнак.рф/business/projects/tyres/
КЛЮЧЕВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин»
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (ред. от 28.07.2020) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»
3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1955 «Об обеспечении доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»
4. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (ред. от 18.04.2020) «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»
5. Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 «Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также о порядке ее взимания»
6. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р «Об операторе государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»
7. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (Заключено в г. Алматы 02.02.2018)
8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019 № 129 «О введении маркировки шин и покрышек пневматических резиновых новых средствами идентификации»
9. Рекомендации компаний-членов АПШ по подготовке к маркировке шин.