RU EN

Маркировка шин в России станет обязательной

Телеканал РЕН ТВ, 08.10.2019
Такой резкий приход почти зимней погоды играет на руку прежде всего продавцам шин. В такой суматохе гораздо легче продать старую, залежавшуюся резину. Минпромторг сейчас намерен ввести обязательную ее маркировку.

Правила, по которым на каждую шину производитель должен приклеивать наклейку с уникальным дата-матрикс кодом, вступают в силу уже 1 декабря. Но штрафовать за их отсутствие начнут только с 1 ноября следующего года. В Минпромторге, который отвечает за реализацию проекта, уверены: на конечном потребителе, то есть на автомобилистах, это никак не отразится. Резина не подорожает.

"Повышения для потребителя не может быть, тем более, что и рынок конкурентный. Сам код, который будет генериться, а мы сейчас проводим эксперимент в рамках дата-матрикс-кода, генерация кода стоит 50 копеек", — говорит замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Изначально рассматривалось несколько вариантов, как технически “пометить” каждую шину. Вплоть до внедрения в шину небольших датчиков. Но от этой идеи отказались — процесс требует вмешательства на этапе производства, да и как это отразится на безопасности — требовались испытания. В итоге остановились на наклейках с кодом.

"Клиенту отправляем фуру — больше тысячи шин, каждую приходится сканировать вручную… Это может повлиять на стоимость", — говорит менеджер по корпоративным вопросам Nokian Tyres Елена Тимохина.

"Я, честно говоря, не понимаю озабоченности тех товарищей, которые выступают против. Потому что с учетом оборота компаний, производящих шины в нашей стране, от 10 миллиардов до 50-ти и более, те затраты, которые они понесут на оборудование, которое необходимо установить, исчисляются несколькими десятками тысяч рублей. Условно говоря, самый дорогой принтер стоит 350 тысяч рублей. Плюс считыватели — еще по паре десятков тысяч", — говорит Евтухов.

Главная цель нововведений — убрать с рынка контрафактную промышленность и тем самым защитить отечественного производителя. С инициативой внести шины в перечень продукции, для которой маркировка обязательна, выступили три крупных российских предприятия, которые больше всего страдают от недобросовестной конкуренции, — в основном, это производители бюджетной резины. Представители зарубежных брендов, многие из которых имеют заводы в России и входят в “Ассоциацию производителей шин”, готовы выполнить требования Минпромторга, но не совсем понимают, зачем все это нужно.

"Ключевая цель, которую преследуют данным регулированием, — это снижение контрафакта. А в отношении производства шин достаточно сложно организовать заводик по производству шин на заднем дворе. Потому что производство шин требует серьезных инвестиций и в производство, и в сырье", — говорит исполнительный директор "Ассоциации производителей шин" Надежда Чурмеева.

"Большой такой проблемы с поддельными шинами нет, контрафактными. Потому что рынок достаточно хорошо, в общем-то, поделен давно между крупными компаниями, они за чистотой своих рядов следят", — говорит автомобильный обозреватель журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.

Однако в Минпромторге другие данные: каждое четвертое колесо, продаваемое в стране, может быть контрафактным.

"По нашим оценкам, по оценкам экспертов, рынок сегодня составляет от 15 до 25%. Это экспертные оценки, да, нелегального оборота", — говорит Виктор Евтухов.

В эту статистику входят не только подделки, но и вполне качественные шины известных брендов, ввезенные с нарушением таможенных правил — так называемый “серый ввоз”. Обязательная маркировка должна если не прекратить его вовсе, то сильно осложнить.