Производители шин выступают против кардинальных изменений законодательства по утилизации шин
19.05.2020
В свете обсуждаемой в настоящее время необходимости совершенствования института расширенной ответственности производителей (РОП) в Российской Федерации члены Ассоциации производителей шин считают необходимым представить свою позицию по данному вопросу.
Во всем мире под расширенной ответственностью производителя понимают обязанность компаний обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, которые эти компании реализуют потребителям, т.е. компании несут дополнительные расходы – не только на разработку, производство и реализацию товаров, но и на их безопасную утилизацию после использования потребителями.
В Российской Федерации институт РОП был введен в 2015 г. на целый ряд товаров и их упаковку, включая шины. Компании обязаны исполнить данную обязанность, прежде всего, самостоятельно, т.е. обеспечить сбор и утилизацию необходимого количества отходов. Правительство РФ устанавливает нормативы утилизации, которые определяют годовой объем обязанности, в том числе, в зависимости от степени развития возможностей по утилизации тех или иных отходов, при этом нормативы регулярно увеличиваются. Так, по шинам с 2016 г. нормативы утилизации увеличились с 15% до 30% в 2020 г. Компании могут обеспечивать утилизацию на собственных объектах или же заключать договоры с действующими переработчиками на рынке на услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов, в том числе поручив задачу по поиску и заключению договоров с контрагентами специально созданной отраслевой некоммерческой организации. Если компания не хочет или не может заниматься обеспечением утилизации отходов самостоятельно, она обязана заплатить государству экологический сбор.
Компании-члены АПШ – это мировые лидеры в производстве шин, большинство из которых инвестировали в свое производство на территории Российской Федерации. Это экологически ответственные компании, которые успешно внедряют и активно поддерживают механизм самостоятельного исполнения расширенной ответственности во всех странах, в которых они ведут свой бизнес. Самостоятельное исполнение позволяет компаниям-членам АПШ контролировать утилизацию и расходование средств, таким образом обеспечивая эффективность, прозрачность и легальность системы обращения с отходами от использования товаров. Компании, входящие в состав АПШ, обладают многолетним опытом самостоятельного исполнения РОП, который применяют теперь в России. С 2017 г. по настоящее время все производители и импортеры шин, являющиеся членами АПШ, выполняют установленные нормативы утилизации по шинам самостоятельно, обеспечивая реальную утилизацию необходимого количества изношенных шин.
Пересмотр законодательства, регулирующего исполнение РОП, сейчас предлагается, поскольку, по мнению государства, практика реализации механизма РОП показала его низкую эффективность.
В качестве ключевых недостатков текущего законодательства инициаторы изменений обозначают следующие:
1. Производители и импортеры товаров игнорируют необходимость исполнения РОП.
Считаем, что в отношении шин данный аргумент не состоятелен, так как производителей и импортеров данного товара легко идентифицировать по данным Росстата и Федеральной таможенной службы. В целях принуждения к исполнению РОП Росприроднадзор может возбуждать административные дела в отношении компаний, которые не исполняют РОП, – следует подчеркнуть, что летом 2019 г. штрафы по данным нарушениям в КоАП были увеличены в несколько раз (Федеральный закон № 141-ФЗ от 17.06.2019).
2. Участники РОП предоставляют недостоверную отчетность о самостоятельном выполнении нормативов утилизации.
Компании-члены АПШ поддерживают шаги, нацеленные на ужесточение ответственности за «фиктивную» утилизацию. Все члены АПШ считают своим приоритетом обеспечение фактической утилизации, поэтому проводится не только детальная проверка переработчиков перед заключением договора, но и тщательный регулярный аудит во время его действия, включая внедрение систем видеонаблюдения для подтверждения регулярных поступлений отходов к переработчикам. Если Росприроднадзору как ведомству, контролирующему исполнение РОП, не хватает инструментов для проверки и подтверждения фактической утилизации, совершенствование института РОП в России должно быть сосредоточено в первую очередь на этом. По мнению членов АПШ, в целях борьбы с недобросовестными переработчиками необходимо ужесточать лицензионные требования к ним, а также переводить отчетность исполнителей РОП и переработчиков отходов в обязательную электронную форму, чтобы Росприроднадзор мог проводить мониторинг в режиме онлайн и перекрестные проверки.
3. Нормативы утилизации должны быть 100%, а не выступать понижающим коэффициентом при определении объема ответственности компаний.
В 2020 г. на шины установлены одни из самых высоких нормативов утилизации по сравнению с другими товарами – 30%. Данный норматив соответствует текущему уровню развития сбора изношенных шин и промышленности по утилизации шин. С момента внедрения института РОП в России нормативы утилизации на шины выросли вдвое – с 15% до 30%. Постепенно повышая нормативы утилизации, Правительство РФ стимулирует участников РОП развивать сбор отходов, мощности по их утилизации, а также рынок продуктов утилизации изношенных шин. Компании-члены АПШ поддерживают ежегодное 5%-ное увеличение нормативов утилизации по шинам, которое позволяет двигаться поступательно по всем направлениям (сбор отходов, мощности по их утилизации, реализация продуктов переработки), не увеличивая при этом существенно финансовую нагрузку на потребителей шин, ведь расходы на исполнение РОП закладываются в себестоимость товара. Следует также отметить, что в отношении отходов от использования шин 100% показатель утилизации является недостижимым на практике, поскольку есть шины, которые потребители, после использования по прямому назначению, не сдают на утилизацию, оставляют у себя и используют в собственных нуждах, например, для обустройства садовых клумб, детского досуга (качелей) и в других целях. В странах Европы реализация механизма самостоятельного исполнения РОП позволила за 20 лет достичь показателей утилизации изношенных шин на уровне 80-90% и сократить объемы захоронения этих отходов. Учитывая европейский опыт, представляется, что и в России максимальные целевые показатели по утилизации шин должны в долгосрочной перспективе составлять 80-90%.
4. В фокусе – вопросы обращения с ТКО.
В центре внимания государства по понятным причинам находятся отходы, образующиеся в жилых помещениях, у населения, – твердые коммунальные отходы (ТКО). Многие товары и их упаковка, в отношении которых в Российской Федерации введена РОП, после использования сейчас попадают в ТКО. Ключевыми вопросами в рамках обращения с такими отходами являются введение раздельного сбора отходов, снижение коммунальных платежей населения за услуги по вывозу мусора за счет РОП. Однако шины не относятся к категории ТКО, они не образуются в жилых помещениях, у них иные источники образования – шиномонтажные центры, дилерские центры по продаже шин и т.д., на базе которых производителями и импортерами шин в сотрудничестве с переработчиками, региональными и муниципальными властями сейчас активно развиваются проекты по сбору шин у физических лиц в рамках самостоятельного исполнения РОП. Тем не менее, в рамках реформы РОП подходы, выработанные в отношении отходов РОП, попадающих в ТКО, предлагается автоматически распространить и на изношенные шины, без какого-либо учета специфики данного отхода и того, что эти отходы не являются ТКО.
Ответственный подход к исполнению РОП со стороны производителей и импортеров шин уже имеет реальные видимые результаты: рынок утилизации изношенных шин становится более прозрачным, во многих регионах страны запускаются проекты по сбору шин, модернизируются и наращиваются мощности добросовестных переработчиков, развиваются рынки сбыта продуктов утилизации. Компании-члены АПШ подтверждают готовность и в дальнейшем нести дополнительные расходы на исполнение РОП, самостоятельно обеспечивая реальную утилизацию изношенных шин в соответствии с постепенно увеличивающимися нормативами утилизации в рамках сотрудничества с переработчиками отходов.
Производители и импортеры шин выступают за отраслевое регулирование обращения с отходами, которое будет учитывать особенности образования отходов, их сбора и технологий утилизации. Принципиально важным является сохранение возможности самостоятельно исполнять РОП через сотрудничество с действующими на рынке переработчиками, поскольку данный механизм доказал свою эффективность не только за рубежом, но уже и в России. Меры по совершенствованию института РОП, которые обсуждаются сейчас, должны концентрироваться на усилении контроля со стороны государства за самостоятельным выполнением нормативов утилизации участниками РОП.