RU EN

Разложись, колесо

Александр Титов, Климат России, 30.06.2016
23 июня в Торгово-промышленной палате России прошла конференция «Переработка шин в ценные вторичные ресурсы и энергию». В мероприятии, организованном Европейско-российской бизнес-ассоциацией ERBA, приняли участие представители федеральных и региональных ведомств, эксперты, а также ключевые игроки шинного рынка.

Благодаря рециклингу покрышек можно сохранить более одного миллиарда рублей, от чего выиграют не только производители, но и общество: уменьшится загрязнение окружающей среды, появятся новые рабочие места и возможность заработать на сдаче шин на переработку. Все, что для этого нужно, — конструктивный диалог власти с бизнесом в области разработки госрегулирования, считают участники дискуссии.

Каждый год в мире, по разным оценкам, образуется до 15 миллионов тонн изношенных шин. В России — почти миллион тонн, утверждает председатель Европейского конгресса переработки отходов Виктор Хэфели, консультирующий правительство Швейцарии по вопросам утилизации промышленных отбросов. Это 3,5-4 пирамиды Хеопса в Египте, подсчитал эксперт.

Шины — один из самых ценных вторичных ресурсов, потому что их легко собрать и переработать, считает член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ Лариса Ветошкина. Между тем сейчас в нашей стране не хватает стимулов поддержки бизнеса в работе с отходами. Даже наоборот: лицензирование деятельности предприятий по сбору и переработке отходов производства, вводимое с первого июля этого года, затрудняет переход к использованию вторресурсов.

«Начиная с 2017 года шины будет запрещено размещать на полигонах. При этом каждое предприятие, которое хочет использовать отходы, в частности, старые шины, должно пройти множество проверок. Деловому сообществу необходимо активнее участвовать в разработке территориальных схем обращения с отходами — иначе регулирование ляжет на плечи бизнеса тяжким бременем», — отмечает Ветошкина.

Из 850 тысяч тонн старых покрышек в России перерабатывается не более 12%, утверждает член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, национальный эксперт ООН по промышленному развитию Владимир Марьев. Резиновая крошка может использоваться не только в производстве покрытий спортивных площадок, но и при строительстве дорог. Перерабатывать старые шины готовы цементные заводы, использующие покрышки в качестве альтернативного источника энергии и в производственном процессе. Однако сегодня в России отсутствует система сбора шин, еще одна проблема — низкая популярность вторсырья на рынке. Поэтому главная задача — создать сеть сбора, переработки и востребованности, уверен эксперт. Это станет большим шагом на пути к экономике замкнутого цикла, в которой большинство отходов идет в дело и используется повторно.

По мнению Марьева, экологический сбор, который с апреля 2017-го должны платить компании, не способные самостоятельно собрать и утилизировать свои отходы, не поможет достичь намеченной цели. Размер платежа для производителей и импортеров шин — 7109 рублей за тонну продукции. Основной аргумент Марьева — деньги осядут в бюджете, а не будут потрачены на развитие отрасли обращения с отходами. Результатом введения экологического сбора станет дополнительная нагрузка на производителей шин, которую эксперт оценивает примерно в 800 млн рублей.

«В настоящий момент в Росприроднадзоре создана рабочая группа по регулированию вопросов реализации расширенной ответственности производителя (РОП). В нее входят производители, импортеры продукции (упаковки), отраслевые ассоциации и объединения переработчиков отходов. Приглашаем компании присоединиться к рабочей группе для обсуждения проблем и поиска их решений», — рассказал Марьев.

Директор ЦСР САИБР, член Высшего экологического совета ГД РФ, руководитель рабочей группы по реформе в сфере обращения с отходами Центра общественного мониторинга по экологии и охране лесов ОНФ Людмила Варфоломеева также отметила остроту проблемы институционализации сферы обращения с отходами, нормативно-правового обеспечения реформирования, в том числе по вопросу рециклинга изношенных шин и резинотехнических изделий. По словам эксперта, Россия сейчас занимает одно из последних мест в мире по уровню экономического развития с учетом экологических факторов.

«В большинстве регионов РФ не разработаны и не приняты территориальные схемы обращения с отходами, региональные программы и проекты, нет понятного механизма поддержки раздельного сбора мусора и переработки отходов», — заявила эксперт.

В этой связи она отметила актуальность разработки законов и нормативно-правовых актов, стимулирующих переработку и использование продуктов рециклинга резины, комплексный авторециклинг, внедрение утилизационного сбора и дотационных схем. В Дании, например, стимулирование утилизации шин с помощью «зеленых» налогов позволило увеличить долю их переработки и вторичного использования с 35% в 1985-м до 61% в 1995-м. Эксперт призвала бизнес активно включаться к участию в разработке территориальных схем обращения с отходами, которые должны быть готовы к 2017 году. В этих документах должна быть собрана информация об отходах, полигонах и переработчиках каждого российского региона.

Исполнительный директор Ассоциации производителей шин (АПШ), куда входят Bridgestone, Continental, Goodyear, Michelin, Nokian Tyres и Pirelli, Надежда Чурмеева озвучила пожелания участников рынка к госрегулированию.

«В данный момент важно, чтобы государственные органы подтвердили механизм работы, при котором для расчета ответственности производителей нормативы утилизации умножаются на объемы выпуска товаров предыдущего, а не текущего года. Это будет удобно и для производителей, и для переработчиков, поскольку позволит оперировать конкретными данными, а не оценочными, и заключать с переработчиками предметные контракты. Также считаем принципиально важным, чтобы пиролиз и использование покрышек в целях получения энергии, например цементными заводами, были признаны регулирующими органами способами утилизации шинных отходов. Это откроет для переработчиков возможности сотрудничества с производителями шин в рамках РОП», — отметила Чурмеева.

А как обстоят дела с переработкой вторсырья за рубежом? В Беларуси, к слову, ведется сбор всех отходов потребления, включая металлолом, бумагу, картон, полимеры, стекло и резину, разработана система штрафов, но отсутствуют современные технологии переработки, рассказал генеральный директор ОАО «Гомельхимторга» Александр Петровский. В Германии к вопросу утилизации шин власти подошли с типичной для немцев основательностью: каждую производимую в стране шину намерены оснастить электронным чипом, с помощью которого можно будет определить ее местонахождение. «Это поможет контролировать ответственность производителей», — поделился немецким опытом представитель компании M.E.E Gmbh Филипп Хагеманн.

Утилизация шин — выгодный бизнес. Так, в ЕС компании сбывают старые покрышки производителям цемента, которые используют шины для производства бетонных смесей. Благодаря этому компаниям удается дополнительно зарабатывать на переработке отходов. В России мощности переработчиков шин в резиновую крошку эксперты оценивают в 330—390 тысяч тонн старых покрышек в год, а цементных заводов — в 480—510 тысяч тонн.

Стоимость самостоятельной переработки шин составляет от 1000 до 5000 рублей за тонну вторсырья. Таким образом, в год компании-производители могут экономить более 1 млрд рублей, считает Виктор Хэфели.

В рамках конференции европейские и российские компании представили разработки, направленные на утилизацию покрышек пиролизным способом. Он представляет собой технологию термического разложения шины при отсутствии кислорода. В результате образуются сажа, масло, газ и металлолом, рассказал представитель немецкой фирмы Bader Metallbau Бернхард Шнайдер. Разработанная его компанией пиролизная установка работает в городе Фридберг в Германии и способна ежегодно утилизировать не менее 20 тысяч тонн изношенных шин. Полученная сажа может быть использована для изготовления графита и в производстве резины. Масло подходит для переработки в смазку и топливо, газ — в горючее, на котором работает пиролизная установка.

Компания M.E.E Gmbh презентовала термический биореактор, с помощью которого можно извлекать из отходов потребления остаточные металлы. На выходе получается восстановленный и готовый к повторному использованию алюминий, железо, медь и цинк. Выделяемый в ходе технологического процесса газ пригоден для производства электроэнергии или тепла.

Также свои разработки и решения в области утилизации отходов производства и потребления представили российские компании «Безопасные технологии» и «Спецтехника». Последняя предложила решение по переработке и продаже на рынке продуктов рециклинга шин.