RU EN

Подковы для железного коня: выбираем летние шины для автомобиля

ОБЪЯСНЯЕМ.РФ, 11.04.2023

Гололед отступил, воздух прогрелся, значит, автомобилистам пришло время «переобуваться». По оценкам экспертов, дефицита летней резины в этом году не возникнет, поскольку ряд западных брендов остается в России, да и отечественный производитель наращивает мощности. Объясняем, какие покрышки сегодня в ходу и как сделать правильный выбор. 

Уйти нельзя остаться
Прошлой весной на рынке шин возник ажиотаж: на фоне санкций крупные зарубежные производители заявили о возможности ухода с российского рынка. Но многие из них в результате в том или ином виде остались. По-прежнему работают заводы Pirelli (итальянцы), Continental (немцы), Yokohama (японцы), после смены собственника ожидается «перезагрузка» Nokian Tyres (финны). По факту ушли Bridgestone (японцы) и Michelin (французы), выпускавшие резину класса «премиум».

Нишу активно осваивают азиатские бренды. Пересмотрели фронт работ и отечественные шинники — Нижнекамский комплекс Kama Tyres, выпускающий марки шин «Кама» и Viatti, а также АО «Кордиант», которое производит шины Cordiant в Омске и Ярославле. 

«До 2022 года доля отечественных производителей на российском рынке составляла около 40%, сейчас она увеличилась до 57%, — отмечает президент Союза автоэкспертов и оценщиков, основатель компании AutoExpert Олег Амиров. — Сам рынок легковых автопокрышек в России оценивается примерно в 40–50 млн шт. в год, при этом наши заводы наращивают объемы производства».

Так, Kama Tyres за шесть месяцев прошлого года выпустил около 7 млн легковых и грузовых шин, Cordiant с заводами в Омске и Ярославле — 8 млн шин за год. 

Словом, дефицита эксперты не ожидают. 

«Шинные заводы, расположенные в России, имеют достаточный потенциал, чтобы удовлетворить потребности отечественного рынка, в первую очередь в отношении ходовых типоразмеров диаметром от 14 до 16 дюймов, — отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин (АПШ) Надежда Чурмеева. — Типоразмеры 18 дюймов и выше, подходящие для внедорожников, кроссоверов и дорогих автомобилей, в большей степени зависят от зарубежных поставок, но в отношении некоторых брендов сегодня разрешен параллельный импорт».

В Центре развития перспективных технологий (оператор системы маркировки «Честный ЗНАК») уточнили, что в России к началу сезона смены резины на складах имелось 34,8 млн летних и всесезонных шин, из них почти 25,7 млн — летних и около 8,8 млн — всесезонных. Складских запасов летней автомобильной резины достаточно на 22 месяца, всесезонной — на 15 месяцев.

Новое против б/у
Весенний интерес к летним шинам развеял опасения насчет того, что рынок «сдувается». В марте продажи на «Авито» выросли в 3,5 раза по сравнению с февралем. Чаще всего покупатели новых покрышек выбирают Pirelli, Yokohama и китайский Triangle, при этом продажи последнего за год выросли в 2,4 раза и почти догнали самый популярный бренд — Pirelli, который выпускает не только премиальные модели, но и покрышки средней ценовой категории Formula Energy с расширенной гарантией. Средняя цена нового комплекта летних шин Pirelli в марте составила 35,4 тыс. рублей, а Triangle — 24,6 тыс. рублей.

Не отстают и южнокорейцы: бренд Kumho за год нарастил свое присутствие на «Авито» в 8,5 раза. Новый комплект этой марки обойдется в среднем в 31,5 тыс. рублей. 

Продажи шин «с пробегом» остались на уровне прошлого года. В этом сегменте чаще всего покупают Pirelli, Michelin и Bridgestone. Они были популярны и в прошлом сезоне, однако в этом марте Pirelli потеснили Continental, прошлогоднего лидера продаж. Средняя стоимость бэушного комплекта Pirelli составляет 14,8 тыс. рублей, Michelin — 16 тыс. рублей, а Bridgestone — 13,6 тыс. рублей.

Из брендов стран СНГ увеличился интерес к продукции предприятия «Белшина»: продажи новых покрышек этого белорусского производителя выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а предложение увеличилось на 75%. Средняя стоимость комплекта — 9,1 тыс. рублей. Постепенно заходят на рынок шины из Узбекистана, например Bars. Среди отечественных брендов лидирует «Кама»: эти шины стали покупать на 87% чаще, чем в марте 2022 года, средняя цена нового комплекта — 10,6 тыс. рублей.

Углерод не подведет
Качество отечественных шин максимально приближается к европейскому в бюджетном и среднем ценовых сегментах. Именно в них работают российские шинники: они ориентируются на массового покупателя, выпускают шины до 17 дюймов и не занимаются покрышками для спортивных автомобилей. 

«Бюджетный сегмент шин в России более развит ввиду наличия синтетического каучука и технического углерода, которые здесь же и производятся, — поясняет Олег Амиров. — Привозной натуральный каучук необходим для премиальных шин, однако доля премиального сегмента в нашей стране не является преобладающей». Кроме того, в России собственная сажа, в большом количестве остающаяся от неполного сжигания природного газа или его смеси с маслом, например антраценовым.

В остальном, по оценке эксперта, технологический процесс на чисто российских заводах практически ничем не отличается от производства на предприятиях с иностранным участием. Используются современные технологии, установлено оборудование немецких, американских, итальянских производителей, таких как Krupp, Berstorff, NRM, Comerio. «Все заводы в России работают на импортном оборудовании, это касается не только станков, но и пресс-форм, в которых шины „выпекаются”», — подтверждают в АПШ.

«Около 65% отечественного автопарка — машины уровня Kia или Hyundai, но владельцы иномарок обычно покупают отечественные шины после того, как автомобиль перешагнет семилетний возраст, — рассуждает ведущий специалист ООО „Пауэр Интернэшнл-шины” Владимир Вавилов. — Российские шины чаще ставят на Lada. Однако у наших производителей есть достойные разработки, есть и свой устойчивый покупатель».

Китайский чемпион
Если же говорить о резине для автомобилей класса «люкс», дилеры рекомендуют не сбрасывать со счетов Китай. У брендов Goodride, Sailun и Triangle помимо бюджетных есть и премиальные линейки, эти компании выпускают и высокоскоростные шины, и ранфлет (от английского RunFlat, «спущенный», — технология, позволяющая при проколе проехать еще 80–100 км).

«Michelin и Китай — это разные весовые категории, сравнивать их качества напрямую не совсем корректно, — уточняет Владимир Вавилов. — Тем не менее владельцы Mercedes-Benz и BMW эксплуатируют китайские шины совершенно спокойно».

По словам эксперта, хорошее колесо — это всегда вопрос компромисса, ведь 65% стоимости любой шины приходится на материалы. Чем дороже сталь и корт, нейлон или кевлар, чем сложнее состав резиновой смеси, тем выше качество. Многокомпонентная смесь позволяет, к примеру, уверенней контролировать автомобиль на влажном покрытии. Если делать смесь проще, то удлинится тормозной путь, но при этом износ и комфорт шины будет как у премиальной.

«Китайский производитель делает не суперсложные смеси, но он хорош тем, что у него новое оборудование, поскольку он пришел на рынок всего 20 лет назад, — отмечает Владимир Вавилов. — А у того же Michelin на многих заводах далеко не самое современное оборудование, соответственно, больше ручного труда. Себестоимость высокая, плюс наценка за имя, в итоге получается высококлассный, но и очень дорогой продукт».

По ходимости «китайцы» практически не уступают «европейцам», убежден эксперт. Средний пробег автомобиля по Европе летом составляет 8 тыс. км, и обычно производители закладывают около 24–30 тыс. км на период пробега, то есть шина должна выдержать примерно четыре сезона. Китайский продукт будет сопоставимым.

Комфорт же определяется так: чем выше и более упругая боковина шины, тем легче гасить неровности дорожного покрытия. Здесь «европейцы» и «китайцы» тоже почти сопоставимы.

Идеальных колес не бывает. Один параметр улучшается — понижается другой. «Чтобы, к примеру, покрышка очищалась от воды, на ней нарезают специальные каналы — продольные и поперечные. Они прокачивают воду, но с асфальтом будет контактировать меньше резины, следовательно, пострадает качество сцепления и повысится износ. А воздух в каналах станет вибрировать и создавать лишний шум», — поясняет эксперт. 

Понимание подобных тонкостей поможет автовладельцу принять взвешенное решение при выборе модели.

Не тяни резину
Аналитики прогнозируют плавный переход россиян в экономный режим пользования транспортными средствами и комплектующими. «Не исключено, что владельцы автомобилей будут стремиться меньше их эксплуатировать, чтобы не изнашивались агрегаты и узлы, и шины в том числе», — предполагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Предпосылки к этому видят и в «Авито»: «У владельцев автомобилей среднего ценового сегмента, которые раньше приобретали исключительно новые шины, отношение к б/у шинам будет меняться, их покупка будет рассматриваться все чаще». 

К выбору бэушной резины следует подходить особо тщательно: при всей бережливости на «лысых» покрышках ездить опасно. Обычно спустя пять–семь сезонов резина достигает крайней степени износа. Перед покупкой рекомендуется осмотреть посадочную плоскость — ту область шины, которая соприкасается с диском и обеспечивает герметичность колеса. Из-за микротрещин покрышка перестает плотно прилегать к диску и начинает стравливать воздух. Также следует замерить глубину рисунка протектора: испревшее и стертое покрытие не может препятствовать острым предметам, которые попадаются на дорогах. 

Кроме того, запрещается ездить на изодранных шинах, то есть с боковыми повреждениями, похожими на раковины: при ударах велика вероятность образования грыж. 

А закупать шины впрок имеет смысл только в том случае, если хранить их вдали от влаги и солнечных лучей. Шинники недаром отсчитывают гарантийный срок не от даты продажи, а от даты изготовления, потому что со временем резина теряет свои свойства даже при малом пробеге, становится менее эластичной. Считается, что у покрышки, пролежавшей целый год в гараже, характеристики уже не такие, как у новой. 

Уточнить шинный возраст можно по выпуклой маркировке на боковинах, а в случае с новой продукцией — еще и с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК». Достаточно навести смартфон на цифровой код маркировки, и вся «родословная» шины появится на экране.