RU EN

Десять первых по маркам

Татьяна Гришина - Коммерсантъ, 04.05.2018

Правительство утвердило модель системы маркировки и перечень товаров, для которых она станет обязательной с 2019 года. В Минпромторге, который координирует проект, говорят, что введение маркировки не отразится на стоимости товаров и повысит эффективность бизнеса. Более того, участники табачного и обувного рынка (входят в десятку групп из перечня правительства) сами стали инициаторами маркировки. Мнения представителей различных отраслей разделились: одни считают, что это защитит интересы потребителей и снизит уровень контрафакта, другие не видят острой необходимости в маркировке.

Вчера Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О модели функционирования системы маркировки товаров». Его цель — борьба с незаконным оборотом продукции при минимизации затрат участников оборота товаров, развитие системы контроля и создание единого каталога маркированных товаров. Координирует проект Минпромторг. Утвердил Белый дом и перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке с 2019 года,— табачная продукция, духи и туалетная вода, одежда, обувь, фотокамеры, шины и покрышки и др.

Как отмечают в Минпромторге, перечень учитывает товары, по которым уже проводятся или готовятся добровольные эксперименты — как эксперимент по маркировке табачных изделий, стартовавший в январе 2018 года, и готовящийся к запуску с 1 июня 2018 года добровольный эксперимент по маркировке обуви. Участники обоих рынков сами выступили инициаторами введения маркировки. В министерстве уверяют, что оно не отразится на стоимости товаров.

Оператором единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости определен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, является совместным проектом USM Holdings («Петер-сервис», 50%), ГК «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%)). В ЦРПТ намерены совместно с представителями бизнеса в каждой товарной категории проработать «оптимальные механизмы маркировки для минимизации затрат участников оборота и комфортного перехода на обязательную цифровую маркировку». Каждая единица товара будет получать уникальные цифровые коды, защищенные криптографией. Код товара состоит из двух частей — для идентификации и проверки. Первая содержит код товарной позиции в создаваемом едином каталоге товаров и уникальный код единицы товара, код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий. В центре обещают обеспечить необходимый уровень доступа к системе госорганам, участникам оборота товаров и потребителям.

Впрочем, представители ряда сегментов, для которых маркировка станет обязательной, сомневаются в ее пользе. Как заявил “Ъ” исполнительный директор содружества «РусБренд» (объединяет большую часть производителей, чьи товары попали в перечень) Алексей Поповичев, «с участниками рынка не велись обсуждения, индустрии не предложили каких-либо пилотных проектов». По его словам, учитывая, что маркировка потребует существенных инвестиций в оборудование, складские помещения, перестройку логистики и в целом изменит деловой климат для предпринимателя, «подобная инициатива требует более глубокого изучения вопроса и оценки регулирующего воздействия». Отметим, перечень утвержден распоряжением правительства — что не предполагает проведения оценки регулирующего воздействия. «В итоге добросовестный бизнес свяжут нагрузками, а производители нелегальной продукции получат выгоду,— опасается господин Поповичев,— в нынешних экономических условиях производитель вынужден будет переложить нагрузку на отпускную цену».

«Потребители от этого выиграют — они гарантированно получат качественный продукт, поскольку эти меры направлены на защиту их прав и законных интересов»,— говорит директор департамента информации РСПП, ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников.

Как заявила “Ъ” исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева, отрасль также «не видит острой необходимости в маркировке — по оценкам ассоциации, на рынке низкий уровень контрафакта». Крупные производители защищают свои торговые марки в рамках действующего регулирования, к тому же шины подлежат обязательной сертификации. «Настораживает, что в описании модели системы маркировки ничего не говорится о гармонизации с международными стандартами,— продолжает госпожа Чурмеева,— есть опасения, что отрасли придется маркировать товар отдельно для РФ и отдельно для иностранных рынков, а это существенный барьер».

Отметим, что в перечень не вошла бытовая техника — хотя это предполагалось. Представитель ассоциации РАТЭК Антон Гуськов называет это решение «вполне взвешенным и оправданным: основная часть бытовой техники производится в РФ, и в этом сегменте нет проблем с контрафактом и подделками».

«Это не только борьба с контрафактом, но и пресечение серого торгового оборота, который часто вызывает вопросы по качеству продукции и в связи с попытками ухода от налогообложения,— говорит господин Масленников.— Маркировка — это своего рода ГОСТ, и производитель обязан в него укладываться. Конечно, эта мера ударит по некоторым недобросовестным производителям и продавцам, которые пытаются воспользоваться ситуацией на рынке в связи с санкциями и контрсанкциями».