RU EN

Техническое регулирование

Главная цель технического регулирования любой продукции состоит в защите жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды, что, безусловно, является приоритетом и производителей шин – членов АПШ. Именно поэтому вопросы технического регулирования шин являются одним из ключевых направлений работы Ассоциации производителей шин.

1 января 2015 г. в странах Евразийского экономического союза вступил в силу Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Технический регламент установил требования, соответствие которым производители шин должны подтверждать при выпуске шин в обращение: в частности, контролю подлежат уровень шума от качения шин, сцепление шин на мокром покрытии, сопротивление качению шин. В отношении шипованных зимних шин, изготовленных после 1 января 2016 г., начали действовать дополнительные требования в отношении шипов: производители шин должны будут соблюдать ограничения по количеству шипов на погонный метр и по массе шипа или проводить дополнительные испытания.

Требования, введенные в отношении шипов, способствуют уменьшению износа дорожного покрытия. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что износ дорожного покрытия не обусловлен исключительно воздействием шипов – здесь действует целый ряд факторов: от качества дорожного покрытия до манеры вождения водителей транспортных средств. Нельзя забывать и о влиянии на износ дорожного покрытия и характеристики шипов и шин антигололедных средств, применяемых на дорогах.

Всем автовладельцам важно знать, что, в соответствии с положениями Технического регламента, во всех странах Евразийского экономического союза, в том числе на территории России, с 1 января 2015 г. начали действовать правила сезонности, согласно которым:

  • Автовладельцы легковых машин обязаны ездить в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на зимних шинах, установленных на всех колесах транспортного средства;
  • Автовладельцам легковых машин запрещено ездить в летние месяцы (июнь, июль и август) на шипованных шинах.

Соблюдение правил сезонности на территории России призвано контролировать ГИБДД. При этом следует отметить, что установленные сроки правил сезонности могут быть увеличены по решению региональных властей субъектов Российской Федерации.

1 сентября 2023 г. вступили в силу изменения в Правила дорожного движения (ПДД) Российской Федерации, которые привели ПДД в соответствие с правилами сезонной смены шин, зафиксированными в Техническом регламенте Евразийского экономического союза.

3 марта 2017 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии был принят Технический регламент ЕАЭС «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017). Техрегламент предусматривает государственную регистрацию всех химических веществ и смесей, выпускаемых в обращение на территории Евразийского экономического союза, и будет распространяться на сырье и компоненты, которые используются в производстве шин. Документ должен был вступить в силу 2 июня 2021 г. при условии, что к 1 декабря 2018 г. будут утверждены порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС и порядок нотификации новых химических веществ, однако разработка указанных документов продолжается до сих пор.

В настоящее время деятельность АПШ в сфере технического регулирования сосредоточена на следующих вопросах:

  • Развитие испытательной базы для проведения сертификационных и исследовательских испытаний по шинам в Российской Федерации.
  • Внесение изменений в Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) в целях введения правил сезонности для грузовых транспортных средств. Члены АПШ выступают за поэтапное введение сезонности в отношении грузовых транспортных средств: в настоящее время можно требовать обязательной установки в зимний период (декабрь, январь, февраль) зимних шин на ведущую и управляемую оси транспортного средства, при этом с марта по ноябрь, согласно рекомендациям изготовителей шин, может осуществляться «докатка» зимних шин при условии соблюдения требований по остаточной глубине рисунка протектора.
  • Мониторинг испытаний шипованных шин, в том числе участие в дополнительных исследованиях по ГОСТ 34342-2023 «Автомобильные транспортные средства. Шины пневматические, оборудованные шипами противоскольжения. Нормы износа и методы испытаний по определению величины износа тестового дорожного покрытия».
  • Подготовка к исполнению Технического регламента «О безопасности химической продукции».
  • Мониторинг и участие в обсуждении инициатив в сфере технического регулирования шин, в том числе в части требований к компонентному составу шин.